Фактурный рисунок голосов: Фигурации (часть1)

Фигурация (от лат.figurare придавать форму, образовывать, делать)  — это фактурный рисунок голосов музыкальной ткани. Фигурации являются очень распространенным композиционным приемом который помогает из простой аккордовой последовательности создавать невообразимое количество мелодического, подголосочного, подкладочного  материала (фигурации очень распространены в вариационных формах).

Также фигурация может быть главной темой или целым произведением (классический пример Прелюдия C dur Баха из ХТК).

Виды фактуры были рассмотрены здесь. Фигурации принадлежат к гомофонно-гармоническому и полифоническому типу фактуры.

Фигурирование очень распространено в импровизации поскольку позволяет видоизменять фактуру гармонической сетки до неузнаваемости с помощью простых приемов.

Рассмотрим основные виды фигураций. Для наглядности я взял последовательность T-S-D-T в С мажоре(аккорды С-F-G-C).

Каждый прием будет применен именно к этой простой последовательности.

Существует три основных вида фигураций:

1. Гармоническая — движение голосов по звукам аккорда. Может быть восходящее, нисходящее, ломанное (пропуск ступеней), смешанное, секвентное. Как правило, фигура движения звуков в первом такте последовательности будет сохранятся в следующих.

Пример движения восьмыми восходящее и нисходящее движение.

Ломанное движение шестнадцатыми

Данный вид фактуры распространен у гитаристов и пианистов в качестве аккомпанемента в самых различных стилях.

Пример гармонической фигурации из песни Guns N Roses

Гармоническая фигурация у Muse в песне Bliss

2. Мелодическая — движение голоса по аккордовым и неаккордовым звукам. Поскольку мелодия появилась раньше гармонии — это должно быть наиболее древний вид фигураций, освоение которого началось в эпоху полифонии.

Мелодическая фигурация была очень распространена в вариациях на basso ostinato (остинатный бас), в современной музыке также существует этот тип изложения (например, импровизация на остинатную (riff) фигуру).

В мелодической фигурации используются все доступные приемы освоенные полифонистами: задержание, предъем, проходящие и вспомогательные звуки, камбиата.

Разница между обычной мелодией и фигурированной в том, что фигурированная мелодия должна содержать много неаккордовых звуков, элемент избыточности и повторяемости. Кроме аккомпанирующих голосов мелодическая фигурация с успехом применяется в мелодии.

Пример:

в мелодии

3. Ритмическая фигурация — повторение в каком-либо ритме одной ноты, созвучия или аккорда, характерны остинатные фигуры. Используется для придания своеобразного рисунка аккомпанирующим голосам. Является одной из самых распространенных фигураций, используемых в аккомпанементе. Ритмическая фигурация основа таких стилей как рок, металл, некоторые формы современного джаза. Техника риффа является разновидностью ритмической фигурации.

Частными случаями ритмической фигурации является basso ostinato (повторяемый басовый голос) и soprano ostinato (повторяемый мелодический голос)

Пример:

Также кроме этих трех видов очень часто встречаются:

Смешанные фигурации  сочетают в себе несколько приемов фигурирования, которые иногда довольно сложно идентифицировать.Смешанные виды как правило более индивидуализированы и уникальны для каждого композитора.

Под буквой а) наглядная запись: нижний голос гармоническая фигурация, верхний мелодическая.

б)запись без выделения голосов. При такой записи довольно сложно выделить фигуративные элементы, тем не менее, здесь нет ничего кроме фигураций.

Также к смешанным можно отнести уже упоминаемые basso и soprano ostinato, поскольку очень часто вариационные голоса содержат разные виды фигурирования. Пример остинатного баса:

Более сложным видом фигураций является фигуративно-дублировочный рисунок . В таком рисунке к смешанному типу фигураций добавляются различные точные и неточные дублировки.

В этом примере дублировка в октаву заполняется гармонической фигурацией.

Следующий пример:

мелодия заполняется мелодической фигурацией + неточное дублирование.

Еще пример:

В данном примере мелодическая фигурация в виде хроматической гаммы дублируется семью различными интервалами,что превращает звучание в гармоническую фигурацию.

Как видите, фигурирование предоставляет огромное количество возможностей для видоизменения и развития материала.Каждый тип фигурирования обладает своим характерным звучанием.Каждый композитор использует фигурирование индивидуально и представленные здесь виды лишь схематично обрисовывают возможные варианты.

0 responses on "Фактурный рисунок голосов: Фигурации (часть1)"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.