Фактурный рисунок голосов: Фигурации (часть 1)

Фигурация (от лат.figurare придавать форму, образовывать, делать)  — это фактурный рисунок голосов музыкальной ткани. Фигурации являются очень распространенным композиционным приемом который помогает из простой аккордовой последовательности создавать невообразимое количество мелодического, подголосочного, подкладочного  материала (фигурации очень распространены в вариационных формах). Также фигурация может быть главной темой или целым произведением(классический пример Прелюдия C dur Баха из ХТК). Виды фактуры были рассмотрены здесь.

Фигурации принадлежат к гомофонно-гармоническому и полифоничеcкому типу фактуры.

Фигурирование очень распространно в импровизации, поскольку позволяет видоизменять фактуру гармонической сетки до неузнаваемости с помощью простых приемов. Рассмотрим основные виды фигураций. Для наглядности я взял последовательность T-S-D-T в С мажоре(аккорды С-F-G-C).

Каждый прием будет применен именно к этой простой последовательности. Существует три основных вида фигураций:

1.Гармоническая — движение голосов по звукам аккорда. Может быть восходящее, нисходящее, ломанное (пропуск ступеней), смешанное, секвентное. Как правило, фигура движения звуков в первом такте последовательности будет сохранятся в следующих. Пример движения восьмыми восходящее и нисходящее движение.

Ломанное движение шестнадцатыми

Данный вид фактуры распространен у гитаристов и пианистов в качестве аккомпанемента в самых различных стилях. 
Пример гармонической фигурации из песни Guns N Roses

Гармоническая фигурация у Muse в песне Bliss

2.Мелодическая — движение голоса по аккордовым и неаккордовым звукам. Поскольку мелодия появилась раньше гармонии — это должно быть наиболее древний вид фигураций, освоение которого началось в эпоху полифонии.

Мелодическая фигурация была очень распространена в вариациях на basso ostinato (остинатный бас), в современной музыке также существует этот тип изложения (например, импровизация на остинатную (riff) фигуру).

В мелодической фигурации используются все доступные приемы освоенные полифонистами: задержание, предъем, проходящие и вспомогательные звуки, камбиата.

Разница между обычной мелодией и фигурированной в том, что фигурированная мелодия должна содержать много неаккордовых звуков, элемент избыточности и повторяемости. Кроме аккомпанирующих голосов мелодическая фигурация с успехом применяется в мелодии. Пример:

в мелодии

3. Ритмическая фигурация — повторение в каком-либо ритме одной ноты, созвучия или аккорда,характерны остинатные фигуры. Используется для придания своеобразного рисунка аккомпанирующим голосам. Является одной из самых распространенных фигураций используемых в аккомпанементе. Ритмическая фигурация основа таких стилей как рок, металл, некоторые формы современного джаза. Техника риффа является разновидностью ритмической фигурации.

Частными случаями ритмической фигурации является basso ostinato (повторяемый басовый голос) и soprano ostinato (повторяемый мелодический голос). Пример:

Также кроме этих трех видов очень часто встречаются:

Смешанные фигурации  сочетают в себе несколько приемов фигурирования, которые иногда довольно сложно идентифицировать.Смешанные виды как правило более индивидуализированы и уникальны для каждого композитора.

Под буквой а) наглядная запись: нижний голос гармоническая фигурация, верхний мелодическая.

б) запись без выделения голосов. При такой записи довольно сложно выделить фигуративные элементы, тем не менее здесь нет ничего кроме фигураций.

Также к смешанным можно отнести уже упоминаемые basso и soprano ostinato, поскольку очень часто вариационные голоса содержат разные виды фигурирования.

Пример остинатного баса:

Более сложным видом фигураций является фигуративно-дублировочный рисунок .В таком рисунке к смешанному типу фигураций добавляются различные точные и неточные дублировки.

В этом примере дублировка в октаву заполняется гармонической фигурацией. Следующий пример:

мелодия заполняется мелодической фигурацией + неточное дублирование. Еще пример:

В данном примере мелодическая фигурация в виде хроматической гаммы дублируется семью различными интервалами, что превращает звучание в гармоническую фигурацию.

Как видите фигурирование предоставляет огромное количество возможностей для видоизменения и развития материала. Каждый тип фигурирования обладает своим характерным звучанием. Каждый композитор использует фигурирование индивидуально и представленные здесь виды лишь схематично обрисовывают возможные варианты.

0 responses on "Фактурный рисунок голосов: Фигурации (часть 1)"

Оставить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.